В 50 верстах от уездного г. Юхнова на северо-запад, по проселочной дороге в г. Вязьму, расположено при р. Угорской торговое село Кикино, состоящее из 52 домов. Состав жителей: духовные, дворяне, купцы, мещане и крестьяне; мужеска пола 101 человек, а женска 105 человек. В самом селе р. Угорская с северной стороны образует небольшую дугу. Направленную выпуклой стороной к храму, южный берег реки образует изрезанную в четырех местах оврагами незначительную высоту, на которой стоят храм с. Кикина, дома сельских обывателей и временно проживающих купцов, мещан, дворян, а также земская больница, земское училище, волостное правление, церковная школа грамоты и становая квартира; на низменном северном берегу
р. Угорской расположены в одну линию дома священноцерковнослужителей. С трех сторон на пространстве 2-3 верст от села расположены на живописных возвышенных местах деревни Острожки, Сахарово, Дерличино и Скоморохово; поля этих деревень по направлению к селу имеют здесь заметную покатость и образуют котловину, на дне которой стоит село, что побудило первобытных обитателей строиться в этой котловине – решить трудно. В самом селе были когда-то на р. Угорской две мельницы в недалеком одна от другой расстоянии, следы которых заметны и теперь. Р. Угорская в настоящее время существует только на генеральном плане, воды в ней, за исключением половодья, никогда не бывает. Устное предание говорит, что в незапамятные времена с. Кикино было окружено дремучими лесами, где свободно укрывались бродяги наводившие разбоями, грабежами и убийствами панику на все окрестное население. В селе более 130 лет назад находится окружной земский стан, где чинились суд и расправа по делам не только общественного и семейного характера, но и по делам уголовным. Из архивных документов Смоленской духовной консистории за 1774 г. видно, что Кикинский земский стан состоит из следующих 29 сел: Фастова, Митькова, Спасского или Телепнева, Дубровны, Баринова, Кикина, Крутого, Жулина, Красного, Козельского или Ивановского, Федоткова, Рупосова, Дмитровца, Аксиньина, Побитого, Воскресенска, Извольска, Рубихина, Бутурлина, Слободки, Говендюг или Знаменского, Сафонова, Вешек, Волсты, Адриан, Скоблева или Лосмина, Покровского или Кобвелина, Рыхлова и Юренева. Первое и последние два села отчислены в Вяземский уезд. В 2-х верстах от. с. Кикина были когда-то построены остроги или острожки, в которых до окончания следственного дела содержались под строгим караулом преступники в ожидании, сидя по вине или нещадного сечения батогами с неизбежной ссылкой на поселение или высылкой в более отдаленные вотчины под надзор какого-нибудь бурмистра - своего рода заплечного мастера, умевшего согнуть кого угодно в бараний рог. На месте бывших острожков в настоящее время стоит большая деревня Острожки. Нет сомнений, что на месте Кикинского прихода стоял когда-то сплошной дремучий лес на десятки верст. В настоящее время на 40 и более верст кругом села нет не только строевого, но даже и березового, так что в недалеком будущем все это пространство будет представлять одну голую степь.
Происхождение названия с. Кикина.
Как давно существует на настоящем месте и под настоящим названием
с. Кикино с приходом ничего нельзя сказать положительного, допустить возможно как только предположение, что основание его относится далеко не к глубокой древности. Название свое с. Кикино, по преданию, получило от фамилии первого помещика, – владельца села, г. Кикина, современника преобразователя России – Петра Великого, занимая важный пост в адмиралтействе, Кикин назывался просто адмиралтейцем. Справки: 1) – сторонник цесаревича Алексея Петровича – казнен 15 марта 1717 г. в Москве на Красной площади. См: Слово и дело, Семевского: Очерки и рассказы из русской истории XVIII в., 2) в истории отечественной войны встречается также фамилия генерала Кикина, как элегантного беллетриста и умевшего устраивать изысканные обеды. (См: Миронов, Вера и разум. сентябрь 1885 г., стр. 287). Этот генерал Кикин не был ли потомок исторической личности петровской эпохи.). По смерти Кикина поместье его, вероятно, было конфисковано и поступило во владение действительного тайного советника Алексея Григорьевича Жеребцова. В 1830 г. с. Кикино по церковным документам значится вотчиной князя Орлова. Расстоянием с. Кикино от г. Смоленска в 200 вер., от уездного г. Юхнова в 50, от г. Вязьмы в 35, от местного благочинного в 40, от ближайшей почтовой железнодорожной ст. Исаково в 10 верстах, с этой станции и получается корреспонденция. Пограничные кикинскому приходу села: на востоке Власово в 10 вер., на севере Дуброво в 12, Бариново в 8, на западе Крутое в 8, на юге Ивановское в 6 и Федотково в 10 верстах. Площадь занимаемая Кикинским приходом равняется 256 кв. верст. Протекающие по местности прихода речки: Жижала, Вороновка и Турейка, составляющие левые притоки большой р. Угры, ни в какое время года не препятствуют прихожанам в сообщении с церковью.
О храмах села Кикина.
До 1756 г. сколько было храмов в с. Кикине и какова была их судьба ничего неизвестно.1 Из архивных документов Смоленского духовной консистории за 1774 г. видно, что первый храм с. Кикина был небольшой, деревянный, единопрестольный во имя Св. Великомученицы Параскевы нарицаемыя Пятницы; построен при р. Угорской того села вотчинником действительным тайным советником и кавалером Алексеем Григорьевичем Жеребцовым. Упомянутый деревянный храм в конце 1700 г. с согласия епархиального начальства пожертвован в с. Побитое Юхновского уезда со всей церковной утварью вместо сгоревшего там храма, где существует и поныне. Настоящий каменный храм древне византийского стиля во имя Св. Архистратига Михаила, трехпрестольный, в холодной во имя Св. Архистр. Михаила, в теплых во имя Св. Алексия митрополита Московского и в честь Покрова Пресвятой Богородицы; с правой стороны пристраивается и уже закончена вчерне еще придел в честь Св. Николая Архиепископа Мирликийского. По клировым ведомостям видно, что храм выстроен в 1796 г. двора его Императорского Величества камер-юнкером и государственного ассигнационного банка советником Александром Алексеевичем Жеребцовым – сыном ктитора первого деревянного храма в сообществе с секунд майором Харитоном Степановичем Товарковым с добавлением церковной суммы и с помощью прихожан, – зажиточные жертвовали по состоянию материалом и деньгами, а бедные личными трудами. Построение храма начато было с благословения Смоленского Епископа Преосвященного Парфения – члена Св. Правит. Синода* по храмоданной грамоте от 16 апреля 1785 за собственноручной его подписью и приложением
* Бывший епископ Смоленский и Дорогобужский Преосвященнейший Парфений – в мире Павел Сопковский в 1745 г. состоял учителем греческого языка в Новгородской духовной семинарии, в которой воспитывались два знаменитейших митрополитов в российской иерархии – это были Стефан в монашестве Симеон Лаговский и Тимофей Савельев Соколовский, – последним именем назывался Св. Тихон воронежский. В 1758 г. 10 апреля в Лазареву субботу Лаговский и Соколовский были пострижены в иночество ректором Новгородской семинарии архимандритом Парфением Сопковским. В 1759 г. в ноябре архимандрит Парфений оставил ректорство в Новгородской семинарии по случаю посвящения его в Епископы Кексгольмского (см. Странник 1870 г., стр 74.) Преосвященнейший Парфений составил и издал книгу о должностях пресвитеров приходских (См. № 5 Церковных ведомостей за 1890 г.)
печати, и окончено в 1796 г., в этом же году храм был освящен. Колокольня в связи с храмом тоже каменная с 8 колоколами, из них большой 159 п. 20 ф. приобретен в 1893 г. на средства церкви и частные пожертвования прихожан, вес второго колокола, отлитого в 1778 г. марта 14 дня, 42 п. 13 ф., вес же остальных колоколов не обозначен. Вокруг церкви устроена каменная, довольно толстая и высокая ограда с каменными башнями на углах восьмигранной формы; в этих башнях хранятся св. иконы, носимые по приходу при служении молебнов в праздники и при засевах на полях. Там же в башнях помещается ветхая церковная утварь. С северной и восточной стороны каменной ограды есть другая деревянная ограда, в которой более 20 лет назад погребались немногие прихожане за известную плату в пользу церкви. Крыши на храме, колокольне, башнях и каменной ограде с двумя св. воротами покрыта железом и окрашены зеленой краской. Прежняя форма храма имела вид корабля с устройством же приделов с северной и южной сторон, утвержденному проекту, храм будет иметь форму креста. Внутренняя стена храма отштукатурена, украшена цветной уборкой и живописными в человеческий рост картинами библейского содержания, писанными на масляной краске. Полы в настоящей холодной и во всех трех алтарях до 1903 г. были из каменных квадратных плит, расположенных в шахматном порядке плиты эти от времени выкрошились, пообтерлись, вследствие чего на иконостасах, на иконах и на стенах всегда лежит густой слой пыли. В настоящем 1903 г. полы налиты из цемента. Внутренний вид храма очень изящен, особенно хорош иконостас с массивными колоннами в главном холодном приделе – светлое, радостно молитвенное расположение духа возбуждает внутренность храма, а прекрасный резонанс во время службы дополняет это впечатление. В иконостасы все восемь икон нижнего постава, или яруса, в киоте за стеклом, в ризах апплике с серебряно вызолоченными венцами. Как по древности, так и по художественному выполнению замечательны следующие иконы: 1) Икона двунадесятых Праздников, запрестольная в главном алтаре, 3 ар. выш. и 2 шир., писана на деревянной деке 1777 г. февр. 15 усердием доброхотных дателей и возобновленная в 1859 г., 2) Икона Иверской Божией Матери 2½ ар. выш. и 1½ шир., написана на деревянной деке, кем и когда не известно, живопись древняя и художественной работы, икона помещается у северных дверей на солее в особом изящном иконостасе – киоте, украшенном вызолоченной резьбой. Икона эта особенно чествуется народом, и в скудных обстоятельствах прихожане берут ее в свои дома для молебствий. Каждый воскресный день по окончании утрени бывает чтение акафиста Иверской Божией Матери в память чудесного спасения жизни Августейшей семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г., 3) Икона св. Великомученика и целителя Пантелеймона, новейшей живописи, помещается у южных дверей на солее в особом иконостасе – киоте, 4) Икона Скорбящей Божией Матери новейшей живописи помещается в киоте за стеклом на левом столбе, поддерживающем своды холодного храма, 5) на правом столбе Образ Божией Матери Неопалимой Купины очень древней живописи, риза на нем серебряная в малом виде, 6) на этом же столбе с западной стороны в особом киоте образ Св. Феодосия Архиепископа Черниговского, в рост человека, прекрасной живописи. На стенах п о правую и левую стороны арки, отделяющей притвор от холодного храма, размещены святые на весь год, написанные на 12 деревянных деках в квадратный арш., в киотах за стеклом останавливает так же на себе внимание очень древняя картина Страшного суда, написанная на деревянной деке в квадратную сажень, в медной рамке за стеклом, помещается на паперти у северной стены.
р. Угорской расположены в одну линию дома священноцерковнослужителей. С трех сторон на пространстве 2-3 верст от села расположены на живописных возвышенных местах деревни Острожки, Сахарово, Дерличино и Скоморохово; поля этих деревень по направлению к селу имеют здесь заметную покатость и образуют котловину, на дне которой стоит село, что побудило первобытных обитателей строиться в этой котловине – решить трудно. В самом селе были когда-то на р. Угорской две мельницы в недалеком одна от другой расстоянии, следы которых заметны и теперь. Р. Угорская в настоящее время существует только на генеральном плане, воды в ней, за исключением половодья, никогда не бывает. Устное предание говорит, что в незапамятные времена с. Кикино было окружено дремучими лесами, где свободно укрывались бродяги наводившие разбоями, грабежами и убийствами панику на все окрестное население. В селе более 130 лет назад находится окружной земский стан, где чинились суд и расправа по делам не только общественного и семейного характера, но и по делам уголовным. Из архивных документов Смоленской духовной консистории за 1774 г. видно, что Кикинский земский стан состоит из следующих 29 сел: Фастова, Митькова, Спасского или Телепнева, Дубровны, Баринова, Кикина, Крутого, Жулина, Красного, Козельского или Ивановского, Федоткова, Рупосова, Дмитровца, Аксиньина, Побитого, Воскресенска, Извольска, Рубихина, Бутурлина, Слободки, Говендюг или Знаменского, Сафонова, Вешек, Волсты, Адриан, Скоблева или Лосмина, Покровского или Кобвелина, Рыхлова и Юренева. Первое и последние два села отчислены в Вяземский уезд. В 2-х верстах от. с. Кикина были когда-то построены остроги или острожки, в которых до окончания следственного дела содержались под строгим караулом преступники в ожидании, сидя по вине или нещадного сечения батогами с неизбежной ссылкой на поселение или высылкой в более отдаленные вотчины под надзор какого-нибудь бурмистра - своего рода заплечного мастера, умевшего согнуть кого угодно в бараний рог. На месте бывших острожков в настоящее время стоит большая деревня Острожки. Нет сомнений, что на месте Кикинского прихода стоял когда-то сплошной дремучий лес на десятки верст. В настоящее время на 40 и более верст кругом села нет не только строевого, но даже и березового, так что в недалеком будущем все это пространство будет представлять одну голую степь.
Происхождение названия с. Кикина.
Как давно существует на настоящем месте и под настоящим названием
с. Кикино с приходом ничего нельзя сказать положительного, допустить возможно как только предположение, что основание его относится далеко не к глубокой древности. Название свое с. Кикино, по преданию, получило от фамилии первого помещика, – владельца села, г. Кикина, современника преобразователя России – Петра Великого, занимая важный пост в адмиралтействе, Кикин назывался просто адмиралтейцем. Справки: 1) – сторонник цесаревича Алексея Петровича – казнен 15 марта 1717 г. в Москве на Красной площади. См: Слово и дело, Семевского: Очерки и рассказы из русской истории XVIII в., 2) в истории отечественной войны встречается также фамилия генерала Кикина, как элегантного беллетриста и умевшего устраивать изысканные обеды. (См: Миронов, Вера и разум. сентябрь 1885 г., стр. 287). Этот генерал Кикин не был ли потомок исторической личности петровской эпохи.). По смерти Кикина поместье его, вероятно, было конфисковано и поступило во владение действительного тайного советника Алексея Григорьевича Жеребцова. В 1830 г. с. Кикино по церковным документам значится вотчиной князя Орлова. Расстоянием с. Кикино от г. Смоленска в 200 вер., от уездного г. Юхнова в 50, от г. Вязьмы в 35, от местного благочинного в 40, от ближайшей почтовой железнодорожной ст. Исаково в 10 верстах, с этой станции и получается корреспонденция. Пограничные кикинскому приходу села: на востоке Власово в 10 вер., на севере Дуброво в 12, Бариново в 8, на западе Крутое в 8, на юге Ивановское в 6 и Федотково в 10 верстах. Площадь занимаемая Кикинским приходом равняется 256 кв. верст. Протекающие по местности прихода речки: Жижала, Вороновка и Турейка, составляющие левые притоки большой р. Угры, ни в какое время года не препятствуют прихожанам в сообщении с церковью.
О храмах села Кикина.
До 1756 г. сколько было храмов в с. Кикине и какова была их судьба ничего неизвестно.1 Из архивных документов Смоленского духовной консистории за 1774 г. видно, что первый храм с. Кикина был небольшой, деревянный, единопрестольный во имя Св. Великомученицы Параскевы нарицаемыя Пятницы; построен при р. Угорской того села вотчинником действительным тайным советником и кавалером Алексеем Григорьевичем Жеребцовым. Упомянутый деревянный храм в конце 1700 г. с согласия епархиального начальства пожертвован в с. Побитое Юхновского уезда со всей церковной утварью вместо сгоревшего там храма, где существует и поныне. Настоящий каменный храм древне византийского стиля во имя Св. Архистратига Михаила, трехпрестольный, в холодной во имя Св. Архистр. Михаила, в теплых во имя Св. Алексия митрополита Московского и в честь Покрова Пресвятой Богородицы; с правой стороны пристраивается и уже закончена вчерне еще придел в честь Св. Николая Архиепископа Мирликийского. По клировым ведомостям видно, что храм выстроен в 1796 г. двора его Императорского Величества камер-юнкером и государственного ассигнационного банка советником Александром Алексеевичем Жеребцовым – сыном ктитора первого деревянного храма в сообществе с секунд майором Харитоном Степановичем Товарковым с добавлением церковной суммы и с помощью прихожан, – зажиточные жертвовали по состоянию материалом и деньгами, а бедные личными трудами. Построение храма начато было с благословения Смоленского Епископа Преосвященного Парфения – члена Св. Правит. Синода* по храмоданной грамоте от 16 апреля 1785 за собственноручной его подписью и приложением
* Бывший епископ Смоленский и Дорогобужский Преосвященнейший Парфений – в мире Павел Сопковский в 1745 г. состоял учителем греческого языка в Новгородской духовной семинарии, в которой воспитывались два знаменитейших митрополитов в российской иерархии – это были Стефан в монашестве Симеон Лаговский и Тимофей Савельев Соколовский, – последним именем назывался Св. Тихон воронежский. В 1758 г. 10 апреля в Лазареву субботу Лаговский и Соколовский были пострижены в иночество ректором Новгородской семинарии архимандритом Парфением Сопковским. В 1759 г. в ноябре архимандрит Парфений оставил ректорство в Новгородской семинарии по случаю посвящения его в Епископы Кексгольмского (см. Странник 1870 г., стр 74.) Преосвященнейший Парфений составил и издал книгу о должностях пресвитеров приходских (См. № 5 Церковных ведомостей за 1890 г.)
печати, и окончено в 1796 г., в этом же году храм был освящен. Колокольня в связи с храмом тоже каменная с 8 колоколами, из них большой 159 п. 20 ф. приобретен в 1893 г. на средства церкви и частные пожертвования прихожан, вес второго колокола, отлитого в 1778 г. марта 14 дня, 42 п. 13 ф., вес же остальных колоколов не обозначен. Вокруг церкви устроена каменная, довольно толстая и высокая ограда с каменными башнями на углах восьмигранной формы; в этих башнях хранятся св. иконы, носимые по приходу при служении молебнов в праздники и при засевах на полях. Там же в башнях помещается ветхая церковная утварь. С северной и восточной стороны каменной ограды есть другая деревянная ограда, в которой более 20 лет назад погребались немногие прихожане за известную плату в пользу церкви. Крыши на храме, колокольне, башнях и каменной ограде с двумя св. воротами покрыта железом и окрашены зеленой краской. Прежняя форма храма имела вид корабля с устройством же приделов с северной и южной сторон, утвержденному проекту, храм будет иметь форму креста. Внутренняя стена храма отштукатурена, украшена цветной уборкой и живописными в человеческий рост картинами библейского содержания, писанными на масляной краске. Полы в настоящей холодной и во всех трех алтарях до 1903 г. были из каменных квадратных плит, расположенных в шахматном порядке плиты эти от времени выкрошились, пообтерлись, вследствие чего на иконостасах, на иконах и на стенах всегда лежит густой слой пыли. В настоящем 1903 г. полы налиты из цемента. Внутренний вид храма очень изящен, особенно хорош иконостас с массивными колоннами в главном холодном приделе – светлое, радостно молитвенное расположение духа возбуждает внутренность храма, а прекрасный резонанс во время службы дополняет это впечатление. В иконостасы все восемь икон нижнего постава, или яруса, в киоте за стеклом, в ризах апплике с серебряно вызолоченными венцами. Как по древности, так и по художественному выполнению замечательны следующие иконы: 1) Икона двунадесятых Праздников, запрестольная в главном алтаре, 3 ар. выш. и 2 шир., писана на деревянной деке 1777 г. февр. 15 усердием доброхотных дателей и возобновленная в 1859 г., 2) Икона Иверской Божией Матери 2½ ар. выш. и 1½ шир., написана на деревянной деке, кем и когда не известно, живопись древняя и художественной работы, икона помещается у северных дверей на солее в особом изящном иконостасе – киоте, украшенном вызолоченной резьбой. Икона эта особенно чествуется народом, и в скудных обстоятельствах прихожане берут ее в свои дома для молебствий. Каждый воскресный день по окончании утрени бывает чтение акафиста Иверской Божией Матери в память чудесного спасения жизни Августейшей семьи при крушении поезда 17 октября 1888 г., 3) Икона св. Великомученика и целителя Пантелеймона, новейшей живописи, помещается у южных дверей на солее в особом иконостасе – киоте, 4) Икона Скорбящей Божией Матери новейшей живописи помещается в киоте за стеклом на левом столбе, поддерживающем своды холодного храма, 5) на правом столбе Образ Божией Матери Неопалимой Купины очень древней живописи, риза на нем серебряная в малом виде, 6) на этом же столбе с западной стороны в особом киоте образ Св. Феодосия Архиепископа Черниговского, в рост человека, прекрасной живописи. На стенах п о правую и левую стороны арки, отделяющей притвор от холодного храма, размещены святые на весь год, написанные на 12 деревянных деках в квадратный арш., в киотах за стеклом останавливает так же на себе внимание очень древняя картина Страшного суда, написанная на деревянной деке в квадратную сажень, в медной рамке за стеклом, помещается на паперти у северной стены.